«Соловей – соловушко»

DSCN2231 image (2)Базар за Старой Слободкой (ныне Старобазарная площадь) 1920 Актриса Валентина Ивашова в фильме Соловей- соловушко В одном их цехов завода. Фото начала 20 века ВЗдание, в котором располагалась больница до 1915 г Начальное народное училище М.С. Кузнецова Пристань близ деревни Шагарово Семья Кузнецовых Соловей соловушко 11058 Старообрядческий храм во имя Тихвинской иконы Божьей матери. Фото 1915 г. Фабричное училище
Над ручьем, меж ветвей
Пел залетный соловей.
Песней той молодой
Бор звенел как золотой
Со звуков этой нежной песни начинается фильм режиссера Николая Экка«Соловей – соловушко» (он также известен под названием «Груня Корнакова»), снятый на киностудии «Межрабпомфильм». Картина вошла в историю кино как первый цветной советский фильм. В Год кино у нас есть повод вспомнить, что история цветного кинематографа началась в нашем городе. Ведь события, о которых он повествует, происходили на нашем фаянсовом заводе. Съемки киноленты проходили на месте реальных событий, т.е у нас, тогда еще в поселке Конаково. И поныне сохранился дом, где жила съемочная группа картины: ул. Первомайская, дом 7 (раньше он был № 17, но потом часть домов снесли и нумерация изменилась).
Во второстепенных ролях и массовых сценах снимались местные женщины, работавшие на заводе. Поэтому этот фильм был, без сомнения, самым любимой кинокартиной жителей нашего города. В ДК им. Воровского привозили ежегодно и показывали по нескольку раз. Каждый раз зал был забит до отказа, а во время сеанса то и дело раздавались радостные возгласы: женщины узнавали себя, своих подруг по цеху, комментировали происходящее на экране, подробности съемочного процесса.
Действие фильма происходит в 1905 г. на фаянсовой фабрике промышленника Николая Лузнецова в тверской глубинке. В центре повествования – семья революционера Алексея Корнакова. Самого борца за справедливость в фильме нет, но ясно, что под этим именем имеется в виду Порфирий Конаков, местный житель, окончивший училище при фабрике и работавший некоторое время на предприятии. Он известен нам как организатор революционного движения среди рабочих.
Семья Конаковых попала в сельцо Кузнецово в начале 80-х годов 19 века в числе 300старообрядческих семей, переселенных Матвеем Сидоровичем из Гуслиц и Гжели, района на юго- востоке Московской области, где компактно проживали староверы. В этих местах, в деревне Новохаритоново у Кузнецова было предприятие по производству фаянса. Фабрикант и сам происходил из староверов, более того – он был председателем старообрядческой общины Рогожского кладбища, считавшегося в то время центром российского старообрядчества. И в своем бизнесе Матвей Сидорович предпочитал опираться на единоверцев, ведь были мастерами своего дела. Славились они также тем, что придерживались строгих нравов в быту, не употребляли алкоголя и не допускали нарушений трудовой дисциплины. Кроме того, они были преданы своим духовным лидерам и никогда не шли против них. Сразу после приобретения предприятия в сельце Кузнецово, фабрикант привез сюда единоверцев, веря в то, что они помогут сделать предприятие процветающим. Так и получилось: предприятие упомянуто в труде В.И. Лениным в труде «Развитие капитализма в России»(1896-1899 гг.) в числе 103 наиболее динамично развивающихся предприятий страны.
Семья Конаковых, как и все прочие поселилась в грунтах – домах, что были построены специально для переселенцев. Отец Порфирия Конакова, Петр Иванович стал работать живописцем на фабрике. Мать Аграфена Андреевна (ее в фильме называют «Корначиха») скорее всего не работала, ведь детей в семье было пятеро.
Съемки фильма начались в 1931 году. Но зритель увидел готовую картину только в 1936 г. Худсовет, проводивший в жизнь политику партии большевиков, находил фильм недостаточно идейным и требовал сгустить краски, сделать классовые противоречия более глубокими. Отдельные сцены переснимались заново, претерпевали значительные изменения характеры отдельных персонажей, а отношения между ними становились все более и более непримиримыми. Наконец, четыре года спустя фильм вышел в советский прокат.
Что же в итоге получилось? Насколько фильм соответствует правде жизни? На первый взгляд может показаться, что по прошествии стольких лет истину установить невозможно. Однако, нравы, обычаи, бытовые привычки, принятые в той или иной среде, сохраняются в народе подолгу и среди конаковских старожилов есть люди, помнящие рассказы своих предков о старых временах. В архиве конаковского краеведа Геннадия Лубова много материалов, посвященных дореволюционной истории фаянсового завода. В моем распоряжении также оказались документы научно-практической конференции, прошедшей в Москве в 2001 году, в год 90- летия со дня смерти М.С. Кузнецова. Конференция была посвящена исследованию той роли, которую он сыграл в истории России.
Самый большой вопрос вызывает как раз именно фигура хозяина – фабриканта Н. Лузнецова, выписанная самыми черными красками. По сюжету он – беспринципный делец, поджигающий свою фабрику ради страховки, что приводит к гибели 39 рабочих. Однако прототип этого крайне неприятного персонажа — промышленник М.С. Кузнецов вошел в историю России как видный общественный и религиозный деятель, строивший храмы; как крупнейший благотворитель, содержавший бесплатные столовые для бедных, госпиталя для раненых, приюты для сирот и вдов. Многие российские промышленники тратили целые состояния на театры, покупали произведения искусства, т.е. удовлетворяли собственные желания. Матвей Сидорович благотворительностью он занимался осознанно, исходя из интересов общего блага. Только здесь, на своей фабрике в Кузнецово он построил больницу для рабочих, школу для детей рабочих, библиотеку, кинотеатр. На остальных предприятиях своего товарищества (а их было 14) он проводил такую же политику.
Супруга Лузнецова — жеманная декольтированная дама, говорящая по-французски и танцующая пошленькие танги также не имеет и не может иметь ничего общего с Надеждой Викуловной, почтенной супругой Матвея Сидоровича. Женщины в старообрядческих общинах носили одежду с глухим воротом и платки, застегнутые булавкой под подбородком. Старушек в таком одеянии до сих пор можно встретить в нашем городе. А в 19 веке так одевались все. Жена религиозного лидера должна была подавать пример другим. К тому же Надежда Викуловна покинула этот мир еще в 1903 г., в возрасте 57 лет, имея на тот момент десятерых взрослых детей и нескольких внуков.
Очень был обижен на режиссера Экка Артамон Петрович Савостьянов, управляющий фабрикой. Конечно, он не был ангелом во плоти и держал рабочих в строгости. Тем не менее, внук Артамона Петровича рассказывал, что киноперсонаж Модеста Петровича Новостьянова, прототипом которого он стал, посчитал оскорблением. Он был управляющим с 1903 по 1917 г. После национализации предприятия большевики его отстранили от работы, и Артамон Петрович уехал в Москву, где прожил до 1958 г.
Петр Корнаков, отец Груни, главной героини, погибший в фильме во время пожара, работал в цехе, где варили люстр – блестящую перламутровую глазурь, которой декорировали фаянсовые изделия. Как и его прототип, Петр Иванович Конаков. Он действительно варил люстр и пострадал при пожаре, но это было в 1890 году. Он остался в живых, год лечился в местной больнице и фельдшер Воронов смог таки поставить его на ноги. Его здоровье восстановилось, и он смог вернулся на прежнее место работы. Вполне возможно, что Петр Иванович также лечился в Ессентуках, где товарищество Кузнецова содержало корпус в санатории для своих сотрудников.
Тяжелая доля рабочих также отражена не совсем верно. Один из эпизодов, снятый в заводском цехе, показывает, что в одном помещении происходит весь производственный цикл: от замеса глины до росписи и обжига. Здесь же спят вповалку на полу малолетние рабочие, молодая мать кормит младенца грудью. Любой, кто работал на производстве фаянса, скажет, что в таких условиях сделать качественную посуду невозможно. Производственный процесс, конечно, был разведен по разным цехам.
Но нельзя сказать, что доля рабочих была легкой. Рабочий день был десятичасовым. Он начинался в 5 утра и оканчивался в 20 часов (зимой на полчаса раньше). Малолетние рабочие заканчивали в 16 часов. Однако было несколько перерывов на чай и отдых, а также двухчасовой обеденный перерыв, когда можно было поспать. Отпусков не было, но были религиозные праздники, и фабрика в эти дни не работала. По поводу размеров заработной платы: заработка главы семейства хватало на содержание семьи, как правило многодетной. На пропитание уходило меньше половины заработка, так что многие рабочие строили пусть и небольшие, но собственные дома. У них оставались силы и свободное время для посещения киносеансов, библиотеки, представлений драматического кружка и тд.
Революционные волнения в Кузнецове были в1896 г. и 1905 г. Тогда революционное движение охватило всю страну. Кузнецов пошел на уступки рабочим, выдвинувшим экономические требования. Был сокращен рабочий день, увеличена зарплата, разрешена свободная торговля в рабочем поселке (раньше все лавки принадлежали Кузнецову). Именно с целью отвлечь рабочих от революционной борьбы был построен и электротеатр «Синематограф». Цели своей фабрикант достиг: больше стачек на предприятии не было. Даже в 1917 г., когда полыхала вся Россия.
Еще один момент, который обращает на себя внимание в фильме – большое количество женщин на фабрике. На самом деле девушки работали только до замужества. Затем занимались домом и детьми, работать было не принято. Да и хозяин не любил брать женщин на фабрику. Лишь после начала первой мировой войны, в 1914-1915 гг., когда мужчин массово забирали на фронт, на производстве их вынужденно заменили женщины. После войны владельцы фабрики выплачивали пенсию вдовам, чьи мужья погибли.
Что в фильме действительно замечательно — так это виды старого Кузнецово. Особенно ценно для нас, что запечатлен старообрядческий храм во имя Тихвинской иконы Божьей матери. Он безвозвратно утрачен и даже фотографий сохранилось немного. Жаль, что его не показали изнутри: там был удивительной красоты фаянсовый иконостас.
Попала в кадр и улица Советская (ныне 1-я Набережная). Одна из финальных сцен – проезд поезда с жандармами по узкоколейной железной дороге идет именно по ней. Оканчивается этот эпизод тем, что вагон с жандармами падает в воду. Эпизод снимался на пристани близ деревни Шагарово, куда причаливали баржи для перевозки фаянса. Сейчас в этом месте построили эстраду для проведения концертов.
Еще в картине то и дело мелькают знаменитые кузнецовские изразцы, которыми выкладывали печи в домах. Теперь они уже тоже нигде не сохранились. Роскошные вазы в доме управляющего и, особенно, в петербургском доме Лузнецова также сделаны на нашем заводе. Петербургская «натура» снималась здесь же, в Кузнецово. Подходящие интерьеры с мраморными колоннами отыскали в доме бывшего управляющего Савостьянова.
Во время стычки с жандармами в финале фильма, женщины закидывают их посудой. Кроме белых тарелок в ход идут забавные кувшины с лисой и виноградом. Такие еще сохранились у коллекционеров. В частности, в музее фаянса, что расположен в библиотеке на Горького 3.
Конечно, авторы фильма делали не документальный фильм и имели право на художественный вымысел. Точно также мы имеем право знать что из того, что они сняли правда, а что является игрой воображения. Надеемся, что в расписании ГДК им. Воровского найдется время для демонстрации этого фильма. Очень многие с удовольствием его посмотрят на большом экране. Ведь фильм действительно очень красивый.
Ирина Вдовенко