«…Раскрывает душу скрипка…»

r3nirUx0J5kНесколько веков человек услаждает свой слух звуками скрипки. Инструмент имеет красивую утончённую форму и нежный бархатный тембр. Хороший скрипач, не просто играет на скрипке, он заставляет инструмент петь. Сейчас играть на скрипке, слушать ее – признак аристократизма. Но мало кто знает, что раньше скрипка считалась простонародным инструментом и звучала на ярмарках и сельских свадьбах. Одни считают, что она произошла от польской скрипицы или от российской скрипели, другие утверждают, что ее прародителями были арабский ребаб, испанская фидель или британская крота. Так или иначе, но возникнув в 15 веке, она приобрела современный вид благодаря знаменитым итальянским мастерам 17 века. Амати, Страдивари, Гварнери и другие сделали ее так, что инструмент, как и голос человека, способен в точности передавать эмоции и чувства играющего на ней музыканта. Поэтому скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека.

20 лет с неизменной улыбкой встречает учеников педагог скрипичного отделения Конаковской детской школы искусств Юлия Николаевна Косарева. Каждый раз, встречая новичков, она вспоминает свое первое появление в этих стенах. А случилось это в совсем юном возрасте, когда она пришла поступать на фортепианное отделение, а в итоге, проявив характер, стала заниматься на скрипке у педагога Е.В. Прониной. Мама уступила желанию дочери, ведь занятия музыкой должны приносить удовольствие. С тех пор скрипка – часть ее жизни и представить себя без музыки она не может. Волшебный мир, открывшийся перед ней много лет назад, захватил безраздельно. И, окончив Тверское музыкальное училище, затем Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена ( г. Санкт-Петербург), Ю.Н. Косарева стала преподавателем по классу скрипки в Конаковской ДШИ. Каждый раз, встречая в классе малышей, решивших заниматься у нее, она старается сделать так, чтобы детям было интересно на занятиях.

В век высоких технологий трудно убедить ребенка трудиться. Вездесущие гаджеты предлагают совсем другой способ времяпрепровождения – легкий, приятный, не требующий никаких усилий, но и не развивающий ни ума, ни души, ни способностей. В противовес этому музыка – универсальный способ развития растущего человека – так считают музыканты. Юлия Николаевна год от года наблюдает за учениками и с уверенностью утверждает, что занятия музыкой развивают даже те способности и качества, которые напрямую не связаны с музыкой. Например, внимание, логику, образное мышление. И даже математические способности, ведь в музыке, как и в математической формуле нельзя забыть ни одной ноты. И, конечено, развитие музыкального слуха необыкновенно украшает жизнь, делая возможным удовольствие от хорошей музыки, пения, талантливого исполнения. Есть еще одно наблюдение, возможно, самое важное, сделанное педагогами разных поколений, в том числе и Юлией Николаевной: занятия музыкой развивают душу. Дети-музыканты добры, интеллигентны, не совершают дурных поступков и не приемлют пошлости. Это еще одно удивительное свойство музыки.

Конечно, прежде, чем четыре струны начнут петь как птицы, журчать как ручей и жужжать как шмель, нужно потратить немало сил и времени. Нужно освоить legato staccato, pizzicato, постичь тайны detaché и flageolet. Нужно научиться правильно держать руки и пальцы, шею и плечи, усвоить правильную траекторию смычка и вести его так, как будто боишься задуть свечу и тогда…

9aII4uFhW3UЮлия Николаевна с первых месяцев занятий принимает учеников в свой ансамбль скрипачей «Виолиночка». Крохи со скрипочками в красивых платьях и девочки постарше приводят в умиление зрительный зал. И пусть малыши поначалу играют не столь блестяще, как старшие исполнители, зато сразу приучаются быть собранными, дисциплинированными, приобретают уверенность в себе. А выступая на концертах, выезжая на конкурсы в разные города, расширяют кругозор, получают новые впечатления и стимул совершенствоваться в музыке. Старшие виолиночки опекают младших, а малыши тянуться вслед за старшими к вершинам мастерства. Это тоже важно, ведь в жизни им придется общаться с разными людьми и опыт ансамблевой жизни им пригодится.

Ученики Юлии Косаревой успешно выступают в конкурсах самого разного уровня, в том числе и международных. Ансамбль скрипачей «Виолиночки» уже стал лауреатом нескольких конкурсов: Диплом 1 степени и Кубок Международного конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества «Парад планет» (2015 г.), Диплом лауреата II степени Всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальные звёздочки» в г. Тверь, (2015 г.) и др.

Ученики Юлии Николаевны успешно выступают и в качестве солистов. Так Юлия Останина в паре со своим педагогом стала лауреатом 2 степени Международного фестиваля-праздника музыки и танца «Конкорд» МГПУ Департамента образования г. Москвы в номинации «Учитель и ученик». А Софья Болоненкова получила диплом 2 степени Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам» Центра » Образование и культура мира». Имена Полины и Софьи написаны на Международной детской доске почета. Есть успехи и у других учеников. Сама Ю.Н. Косарева награждена бесчисленным количеством дипломов, благодарственных писем и грамот от местных, областных и федеральных властей. Она также является членом Общероссийского профессионального Союза «Национальный Совет по современному музыкальному образованию» (г. Москва).

Хотя у скрипки всего 4 струны, этот инструмент, по словам Юлии Николаевны, считается одним из самых сложных для обучения. Но удивительная музыка, которая льется из-под смычка, и то наслаждение от нее, которое может испытывать только музыкант – самая высокая награда. Слушайте музыку, играйте музыку и будьте счастливы!

Раскрывает душу скрипка перед слушателем тонким –
То журчит волною зыбкой, то как колокольчик звонкий!
То косой, как в травах росных, просвистит по струнам крайним,
То мольбой и просьбой слёзной сердце жалостное ранит. ( Алла Приц)

Ирина Вдовенко