Небо на земле

 

проект

Красные кирпичные стены недостроенного храма во имя Сорока севастийских мучеников на берегу Волги уже примелькались и стали привычными городским видом. Очень хотелось бы написать «строящегося храма», но, увы, в осени 2015 г., т.е. почти год как работы не ведутся.

 Торжественная закладка камня в фундамент храма  в честь Сорока севастийских мучеников состоялась 26 июня 2010 года. Тогда все рассчитывали, что появятся крупные благотворители, но этого не произошло. И храм строится на средства, что собираются во время служб во временном храме, который расположен рядом со строительной площадкой. То, что уже возведено, подвергается воздействию дождя, снега и перепаду температур, а это постепенно вызывает разрушения.

Поняв, что справиться собственными силами не удастся, прихожане храма решили обратиться с просьбой о помощи в строительстве к врио губернатора Тверской области И.М. Рудене. Присоединиться к прошению может каждый. Для этого нужно прийти в храм и поставить свою подпись. Храм открыт ежедневно.

В течение нескольких десятилетий в городе не было ни одной церкви. Лишь в 1993 г. была освящена небольшая домовая церковь во имя святого благоверного князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской. Церковь размещена в кирпичном здании одноэтажной пристройки к многоэтажному  жилому дому по ул. Горького, 8. Позже, в 2009 году, на территории Конаковской районной больницы открылась крохотная церквушка во имя иконы Божьей матери «Целительница», вмещающая около двух –трех десятков молящихся.

Но до сих пор у 45-ысячного города, находящегося рядом со столицей, нет своего архитектурного храма.  А ведь в дореволюционные времена в России храм, построенный по всем канонам архитектуры, был в каждом крупном селе. Строился он на средства прихожан и благотворителей. В селе Кузнецово, ставшем впоследствии городом Конаково, было два храма – православный и старообрядческий. Они были разрушены в советское время в период борьбы с религией.

Дело, разумеется, не в врхитектуре, и не в том, что большой храм придаст городу величие, хотя это так. «Большой храм, — говорит настоятель храма, протоиерей отец Олег Шерышев,  прежде всего, дает возможность общей молитвы. А в Евангелии сказано: «Где двое-трое соберутся во Имя мое, там и Я буду среди них». В храме, где собираются десятки, сотни людей, сила, действенность молитвы возрастает многократно». Кроме того, храм задуман как духовно-просветительский центр.В нем будет воскресная школа для детей и юношества и другие структуры, возникновение которых будет следствием существования мощного духовного центра.

По проекту храм большой и сложный по исполнению. Он должен быть двухпридельным, с цокольным этажом и хорами, с пристроенной звонницей, с шатровым завершением главного придела и четырехскатной кровлей северного придела. Оба придела должен соединить широкий арочный проем. Так, что во время праздничных служб в Богослужении смогут участвовать все молящиеся, находящиеся в двух приделах и трапезной части северного придела.

Главный придел храма должен был иметь кубический основной объем с четырьмя столпами, несущими световой восьмерик с куполом. В западном, северном и южном нефах предусмотрены хоры, куда можно попасть по лестницам, расположенным в западных угловых ячейках. В северо-восточной угловой ячейке была намечена лестница, связывающая храм с цокольным этажом. Доступ в цокольный этаж был предусмотрен по двум наружным лестницам, а также по пандусу для инвалидов, ведущему в крестильный храм. Кроме крестильного храма, в цокольном этаже были также запланированы: зал собраний со сценой, классы и мастерские воскресной школы, трапезная с кухней, комнаты отдыха священников, ризница.

Фундаменты и стены цокольного этажа предусмотрены монолитные. Из монолитного бетона предполагалось выполнить также перекрытия, колонны, арки и своды храма. Кровля намечалась из медных листов в «шашку», медные главы — с золочением. В наружном убранстве были предусмотрены резные каменные порталы, керамические вставки и мозаичные иконы.

На сегодняшний день возведен придел в честь святого Алексея Московского до уровня кровли. Осталась самая трудоемкая и самая дорогостоящая часть работ. Цокольный этаж основного храма почти готов. Стены же основного храма нужно поднимать еще на 12 метров.  И срочно нужно возводить крышу, чтобы спасти уже построенное от разрушения.

Отец Олег и прихожане благодарны за содействие, которое оказывают строительству администрация города и глава города. Они провели отопление и водопровод во временный храм, а также завели трубы в большой храм. При их поддержке на стройку проведено и электричество. А также частным лицам, оказывавшим содействие: Ю.Е  Шеляпину, прихожанину Павлу Кузину, жителю д. Вахонино, Вере Борисовне Новиковой, Геннадию Садыкову и всем другим благотворителям, которые жертвовали тайно, но которых ведает Господь. Дай Бог им всем милости Божьей и здравия!

Настоятель храма, отец Олег мечтает, чтобы стройкой занялась подрядная организация. Ведь сооружение сложное, требующее участия специалистов высокого класса, которые смогут соблюсти все строительные нормы и правила, а также грамотно вести техническую, деловую, юридическую документацию. Одному всем этим заниматься крайне сложно.

В далеком 2002 году инициативная группа горожан выступила с инициативой строительства храма в городе Конаково. В 2004 году на собрании верующих был создан церковный приход, который был зарегистрирован 12 октября того же года. Создание прихода благословил архиепископ Тверской Виктор, он же выбрал посвящение будущего храма. Затем на площадке, выбранной для строительства, прихожане установили Поклонный крест и построили небольшую деревянную часовню во имя священномученика Арсения Селиховского. Вскоре рядом появился временный храм, в котором стали проходить ежедневные богослужения. Лишь в 2010 году приступили к строительству. Доведется ли нам увидеть его окончание? Это зависит прежде всего от нас самих, ведь храмы на Руси испокон веков строились всем миром.

Ирина Вдовенко