До сих пор ей снятся школьные уроки

DSC_2295

75-летие со дня рождения отметила 1 февраля Алевтина Семеновна Шерстобоева. Имя этого замечательного педагога, 33 года посвятившего школе, с благодарностью вспоминают ее многочисленные ученики. Уроженка старинного городка Торопец Калининской области приехала в Конаково «по распределению» после окончания физико-математического факультета Калининского педагогического института. И, прожив здесь более полувека, считает этот город родным.
Алевтина Семеновна родилась за полгода до начала Великой Отечественной войны, поэтому воспоминаний об этих тяжелых временах у нее не сохранилось. А вот школьные годы помнит хорошо. Они были счастливыми, хотя строгие педагоги предъявляли высокие требования к уровню знаний. И, помимо занятий по предметам, учили их трудиться, не покладая рук. До сих пор она помнит учительницу ботаники о.п. удачная и практические занятия на пришкольном опытном участке, где у каждого ученика была своя делянка. На них выращивали различные сельскохозяйственные культуры по выбору. Алевтина Семеновна выращивала лен. И преуспела в этом настолько, что ее льняные снопы дважды демонстрировались на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. И дважды завоевывали золотые медали — один раз Малую, другой раз Большую.
Своих строгих учителей она не раз вспоминала добрым словом во время учебы на физмате – учеба давалась легко. Выбор профессии не был случайным: и папа, и мама были педагогами. К тому же, профессия школьного учителя была очень востребованной и пользовалась большим уважением. Это был конец 50-начало 60-х годов. Время интересное и бурное.
Старшекурсники, даже девушки, поголовно занимались парашютным спортом и планеризмом. Каждое воскресенье они уезжали на аэродром в Змеево. Возможно, это были отголоски войны, ведь сразу после ее окончания в школах очень серьезно относились к начальной военной подготовке, физическому воспитанию детей.
А вот новое поколение студентов, к числу которых относилась и Алевтина Семеновна, увлекались литературой, поэзией, обсуждали нравственные проблемы. Одна только дискуссия между физиками и лириками была соль бурной, что ее обсуждали всей страной. Но сама Алевтина Семеновна противоречий в этом вопросе не чувствовала и в свободное от занятий физикой время писала лирические стихи. И, конечно, читала А.Дементьева, Р. Казакову, К. Симонова, Б.Ахмадулину и других современных поэтов и прозаиков. Частенько до позднего вечера они с подругами просиживали в Горьковке. (Институтскую библиотеку студенты не любили – под ее окнами непрерывно громыхали трамваи).
В 1964 г. выпускницу направили на работу в Конаково. Она начала работать в новенькой, только что отстроенной 5-й школе. Это был период бурного развития города. Строительство Конаковской ГРЭС вызвало большой приток населения. И уже через три года в 1967-м открыли еще одну школу – 3-ю. И в числе первых сюда перевели Алевтину Семеновну.
Коллектив учителей, в котором ей пришлось работать, был молодым, ищущим и очень активным. Кроме учебного процесса каждый вел интересную внеклассную работу. В школе работали различные кружки, была очень хорошая самодеятельность. Одним из главных направлений работы было патриотическое воспитание. Детям прививали любовь к родному краю, к Родине, ее истории и культуре. Усилиями В.Н. Поротникова был создан интереснейший музей Боевой славы. Все классы боролись за право носить имя одного из героев войны.
Подопечные Алевтины Семеновны, пятиклассники, выбрали героя Советского Союза И.А. Маненкова, уроженца д. Марьино Конаковского района. Желая больше узнать о жизни славного партизана, отряд пионеров отправился в поход в деревню, где жила его мать. По дороге их застал сильный дождь, ребята вымокли и замерзли. Хозяйке пришлось отогревать следопытов горячим чаем, прежде чем приступать к рассказу о любимом сыне. Зато события этого дня запомнились на всю жизнь.
Еще одной школьной традицией были пешие походы. Алевтина Семеновна вместе с детьми ходила в дальние походы по району. Один из них она помнит до сих пор. Их маршрут начался от станции «Путепроводная», куда отряд ее семиклассников приехал на электричке. Отсюда они пошли пешком до Ново-Завидово, там посетили музей В.И. Ленина (сейчас он упразднен). Потом зашли в Завидово, посетили фетровую фабрику и фабрику игрушек. Ночевали на берегу Московского моря. Для детей это была, пожалуй, самая интересная часть похода. Поставив палатки, они сами приготовили еду на костре, а вечером долго сидели у огня, разговаривали, пели песни и угомонились довольно поздно. Несмотря на усталость, ночью Алевтина Семеновна проснулась от незнакомых звуков. Выглянув из палатки, она огляделась и увидела фыркающую лошадь. Оказалось, что пастух привел стадо коров на водопой. А вот источника, производящего свистящие звуки она не увидела. Она даже опасалась хулиганов и утром поделилась предположением с коллегами. Их реакция была неожиданной. «Ты никогда раньше не слышала соловьев?»,- со смехом спросили они. Утром отряд туристов отправился в Радченко. Их целью было посещение музея торфа. После чего автобусом они доехали до Конаково. Хотя дети готовы были заночевать «на природе» еще раз.
Педагогическая деятельность не прекращалась даже во время летних каникул. Учителя организовывали для школьников поездки на спектакли, посещали картинные галереи и музеи Москвы. Ездили даже на экскурсии в Ленинград (ныне Петербург). Для экономии договаривались со знакомыми учителями, которые обеспечивали ночлег в школьных спортзалах. Алевтина Семеновна привлекала к организации поездок и своих ленинградских родственников. Они покупали билеты в разные театры и музеи. Экскурсии чаще всего она проводила сама, поэтому к поездкам тщательно готовилась, читала литературу, изучала достопримечательности, чтобы потом обо всем рассказать ребятам.
Медаль «За доблестный труд» полученная в 1970 г. всего через шесть лет работы в школе, была заслуженной. Педагогическое мастерство, творческий подход к работе, редкое трудолюбие молодого педагога было оценено по достоинству.
В 1977 г. Алевтина Семеновна стала директором школы № 3. «Директор — учитель учителей» — так в те годы считали. И нужно было соответствовать этому требованию. Поэтому постоянно ездила на курсы переподготовки, посещала продвинутые школы, чтобы перенимать опыт. Параллельно была секретарем партийной организации, депутатом городского Совета, руководила комиссией по народному образованию.
В те годы директору можно было вести всего 6-8 уроков в неделю, и иногда Алевтина Семеновна скучала по преподаванию. Через 11 лет заняв пост завуча, с удовольствием вернулась к любимой математике, которую всегда считала, главным предметом школьной программы. В качестве аргумента в пользу этого утверждения она цитирует М. Ломоносова: «Математика ум в порядок приводит».
Ученики любили ее за справедливость, за то, что она не делала различий между учениками и ко всем относилась с одинаковым уважением. Алевтина Семеновна считает это одним из главных качеств учителя. Ученики отмечали еще и ее умение так доступно и интересно преподносить сложный материал, что проблем с его усвоением не возникало практически ни у кого.
В 2000 г. заслуженный учитель России А. С. Шерстобоева ушла на заслуженный отдых. Но до сих пор ей снятся школьные уроки. До сих пор она гордится своей школой, достижениями ее учителей и учеников. На память об этих годах осталось много фотографий. В них отражена не только ее личная биография, но и история школы № 3. Очень многих из тех, кто на них запечатлен, она помнит по именам. Ученики, в свою очередь, с благодарностью вспоминают своего педагога и те уроки, которые они усвоили в ее помощью. Мы уверены, что они все присоединятся к пожеланиям добра, здоровья и долголетия, которые редакция нашей газеты посылает Алевтине Семеновне Шерстобоевой.
Ирина Вдовенко